пятница, 8 февраля 2013 г.

чеканка басма на аналой кострома купить цена

Наиболее ценным в таких специ

Во второй половине 1930-х гг. в Муромском музее были составлены другие инвентарные книги (43 тт.), в которых экспонаты записывались преимущественно по материалам (Даты регистрации 1937-1938 гг.)  Под : 1-3 - книги с записями археологии; 4 –нумизматики, 5-9 – фотографий; 10-11 – предметов революции и Великой Отечественной войны; 12-15 – тканей; 16-17 –фарфора, хрусталя;  18-21 –  металла и кости; 22 - дерева;23-25 – живописи, гравюр и рисунков; 26-икон;  27- иллюстраций; 28-32 – лубков, плакатов; 33, 38 - церковной утвари; 34-35 –этнографии и техники; 36 - оружия; 42 - мебели, ковров; 37, 39-41, 43 – ботаники, зоологии, палеонтологии, природы и экономики. (МИХМ НА.129, 128, 130, 93, 120, 121, 124, 126, 133, 152, 132, 104, 112, 123, 103, 94, 116, 99 - 101, 134, 106, 95 - 98, 114, 117-119, 127, 131, 102, 105, 110, 109, 137, 122, 113, 108, 107, 111, 115). Не ранее 1947 г.  они были превращены из отдельных инвентарей в единую книгу поступлений, для чего все экспонаты получили новые номера. Следующие тома книги за 44-48 велись уже как документы первичного учета до 1974 г. (МИХМ НА.136, 11, 12).

Сохранились и первые книги, относящиеся ко второй степени учета – это инвентарные книги по четырем отделам музея. Всего восемь документов: «Инвентарная книга 1. Ц. Отдел искусства», заверенная в 1933 г.; «Инвентарная книга 2. Отдел искусства», зарегистрированная в 1926 г.; три «Инвентарные книги Культурно– исторического отдела 3, 4, 5» зарегистрированные в 1926 и 1937 гг.; две «Инвентарные книги Общественно-экономического отдела», одна из них зарегистрирована в 1933 г.; и последняя – «Инвентарная книга 7. Революционный отдел. Подсобный инвентарь» с той же датой. (МИХМ НА 65, 70-76).

В «Инвентарной книге верхнего этажа Муромского Музея» 1923 г. расписаны разделы экспозиции, перечислены все экспонаты и их расположение в витринах, на стендах (По современной терминологии это охранно-топографическая опись.). (МИХМ НА 69. III). В большинстве музеев тогда не было фондохранилищ; все предметы экспонировались. В трех томах «Книги поступлений Муромского Музея Местного Края», которая была заведена позднее (1926), были записаны и ранее поступившие предметы. Последний том завершается записями 1947 г. (МИХМ НА 89, 90, 91).

Среди отложившихся в научном архиве документов три описи, оформленные в виде книг. «Опись музея Муромского отдела образования» 1919 -1922 гг.- самая ранняя  из них. (МИХМ НА 66. Шифр II).   Записи велись на чистых листа журнала входящих бумаг графа Уварова 1866 г. Акт 1953 г. называет эту опись первым документом поступлений экспонатов за 1918-1920 гг. Во второй - «Инвентарной описи художественного отделения Муромского музея местного края» (МИХМ НА 67) нет даты составления. В ней числятся предметы, поступавшие до конца 1920–х гг. Третья - «Инвентарная опись по минералогии и палеонтологии, зоологии, ботанике. 1924 г.» (МИХМ НА. 68).

Инвентари музея являются специфическими источниками, в которых, по сравнению с другими музейными документами, например, актами поступлений или годовыми отчетами, ограниченными конкретной датой или отрезком времени, содержится гораздо больше информации. Они ведутся годами, и в них постепенно накапливаются исторические сведения 5. В данной работе рассматриваются все сохранившиеся «старые инвентари» Муромского музея, хранящиеся в научном архиве. Помимо собственно инвентарных книг, являющихся учетными документами второй ступени, исследуются также музейные описи и книги поступлений. В нашем музее, основанном через год после Октябрьского переворота6, сохранилось не одно «поколение» подобных материалов, отражающих сложную и запутанную историю советского музейного строительства. «Основы советского музееведения» (1955) констатируют, что «случаи пересоставления научных инвентарей нельзя рассматривать как нормальное явление».  Они допускаются лишь в исключительных случаях и только с разрешения вышестоящих инстанций. Непременным условием является сохранение «всех старых книг и всей документации»7. Данное явление как раз присуще Муромскому музею (именно при сохранении старых документов), что является только плюсом, так как позволяет достаточно полно представить историю учреждения, а также содержит много дополнительной информации. Все хранители коллекций нашего музея постоянно обнаруживают в этих старых книгах интересные подробности не только сугубо учетного характера. Надо заметить, что ныне действующие муромские инвентари, при всей их системности и достаточной четкости, менее содержательны, особенно в той части, что касается «легенд».  

Музейный предмет в иной системе может приобрести новые качества и стать артефактом. В том же учебнике разъясняется и «теория научно-фондовой работы (тезаврирования)», связанная со второй ступенью познания музейности. Она рассматривает фонд музейных предметов «как документальную систему, особую модель реального мира». Изучение музейных предметов как составной части фонда, выявление новой информации, содержащейся в самих предметах и материалах, фиксирующих их связи со средой первоначального существования, сопровождается накоплением соответствующих научно-охранных материалов (документации второго порядка). Важно, что вся фондовая документация рассматривается здесь как информационная система, к которой «помимо собственно фондовой документации относятся монографические исследования (в форме статей и монографий)»; отмечается, что на фондовую информационную систему опираются как проводимые самим музеем исследования, так и широкий круг специалистов в области собственно истории, вспомогательных исторических дисциплин4.

Долгая работа главным хранителем и исследовательский интерес к истории коллекций побуждали меня постоянно обращаться к инвентарям музея1. Эти скучные для обывателя «амбарные книги» считаю не только ценными источниками, но и увлекательным чтением. Их содержание не исчерпывается сведениями об отдельных экспонатах; оно отражает также и историю музея, города, страны. Через инвентари выявляется и общемировая специфика «музейности», «объекты которой должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды».2  Парадокс последнего явления В.Набоков афористично определил как «обеспредметившуюся предметность». («Посещение музея». 1938)3 .

Статья опубликована: Сухова О.А. Старые инвентари музея как исторический источник (на примере документов научного архива муромского музея)// Сообщения Муромского музея 2009. Муром, 2010. 

СТАРЫЕ ИНВЕНТАРИ МУЗЕЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. (НА ПРИМЕРЕ ДОКУМЕНТОВ НАУЧНОГО АРХИВА МУРОМСКОГО МУЗЕЯ) 

Муромский историко-художественный музей

Комментариев нет:

Отправить комментарий